1871–1913

Анастасия Дмитриевна Вяльцева

Эстрадная певица, исполнительница русских и цыганских романсов, артистка оперетты. Владела особняком на Набережной реки Карповки, 22.

Анастасия Вяльцева родилась 13 марта (по другим источника 1 марта, или 4-5 марта) 1871 года в рабочем поселке Алтухово, Орловской области (ныне Брянской) в бедной крестьянской семье. Когда Насте было 8 лет, мать, Мария Тихоновна, с ней и двумя сыновьями перебралась в Киев, где девочка начала работать ученицей в мастерской дамского платья, в 11 лет подгорничной в гостинице. С тринадцати лет выступала статисткой в балетных труппах, где проработала девять лет, выступая в провинциальных театрах. Петь и танцевать у нее получалось плоховато, и бывали случаи, когда молоденькую певичку закидывали помидорами. Объехав с выступлениями ряд крупных городов, двадцати неполных лет она очутилась в Москве, где поступила на службу в театр «Аквариум». Здесь и произошла ее встреча,с известной артисткой оперетты, Серафимой Бельской. Услышав пение Анастасии Вяльцевой, прима посоветовала: «Вам надо учиться пению! Такой талант загубить, грех!».

И Настя решается поехать в Петербург, чтобы попробовать себя на подмостках столичной оперетты. Сначала театр «Аркадия», а затем – Малый Петербургский театр. Её взяли в хористки. Возможно, русское общество никогда бы не узнало о таланте А.Д. Вяльцевой, если бы не случай. В 1893 в театре поставили оперетту «Цыганские песни в лицах», доверив Вяльцевой небольшую роль молодой цыганки Кати, которая поет песенку. Во время представления, пение стройной, привлекательной барышни с очаровательной улыбкой, которую потом назовут «вяльцевской», вызвало бурю аплодисментов. Этот вечер стал началом её карьеры.

В 1897 году Вяльцева уже исполняла ведущие партии в постановках «Перикола», «Малабарская вдова», «Прекрасная Елена» в московском «Эрмитаже». После успешного выступления с сольной программой романсов Анастасия начала концертировать. Первая ее большая поездка состоялась в 1902 году, и с тех пор гастроли стали ежегодными.

Певица создала собственный «вяльцевский» репертуар, исполняя романсы и песни своего постоянного аккомпаниатора Алексея Таскина и других малоизвестных авторов: Николая Зубова, являющегося автором шлягеров «Под чарующей лаской твоею» и «Опьянела»; Михаила Штейнберга: «Гайда тройка», «Я вас ждала».

Сияющая улыбка, густой, оригинальный тембр голоса, таивший «странный наркотический аромат», утверждали радость жизни, забвение горестей и мучительных проблем. Великолепная фразировка, точная интонация, яркая индивидуальность певицы обеспечивали успех непритязательным в поэтическом и музыкальном отношении песням: «Тебя не вырвут у меня», «Дай, милый друг, на счастье руку», «Ах, да пускай свет осуждает». Анастасия Вяльцева гордилась, что она, крестьянка по происхождению, стала эталоном женственности, изящества, а также кумиром многочисленных столичных аристократических салонов, желанной гостьей избранных артистических кругов.

Первые четыре года Вяльцева ездила в гастрольные поездки по сорок концертов ежегодно. Потом гастролировала уже два раза в год – весной и осенью. За 10 лет она проехала с концертами всю Россию вплоть до Владивостока. Подсчитано, что за 5 лет, с начала 1908 по конец 1912 года, длина гастрольного маршрута Вяльцевой по России составила 175 тысяч верст – половину расстояния от Земли до Луны или 4,5 оборота вокруг Земли по экватору! Путешествовала певица в своем собственном вагоне с внутренней отделкой из карельской березой в стиле «ампир», построенном в Бельгии и отделанном по вкусу самой певицы. Кстати, такой вагон в России был еще только у императрицы! После революции это «чудо инженерной» и дизайнерской мысли не обошли своим вниманием ни «белые» ни «красные». Сначала хозяином вагона стал адмирал А.В. Колчак, а потом – красный командир В.К. Блюхер.

В Петербурге и Москве А.Д. Вяльцева давала по 2-3 концерта в год в Дворянском собрании (на одном из них и познакомилась со своим будущим мужем В.В. Бискупским), с прибылью 20 тысяч рублей за вечер… В 1904 году в России начался граммофонный бум. Певица сделала около 100 записей на грампластинках. Вся страна слушала ее романсы и песни. На ее концертах всегда был аншлаг, хотя билеты стоили в три раза выше обычной цены. Исполнительница романсов стала самой богатой певицей России.

На концертах она пела много, не жалея себя, концерты нередко затягивались за полночь – Анастасии Дмитриевне приходилось петь на «бис» по 25 раз, она, фактически, пела свой сольный концерт дважды за один вечер. Ей говорили: «Что Вы делаете? Вы себя убиваете!» Она отвечала: «Они заплатили деньги и поэтому могут требовать!» По выражению ее импрессарио, Вяльцева «бросала себя беспощадной публике полными горстями».

Особняк на набережной реки Карповки, 22 Анастасия Дмитриевна получила в подарок от своего мужа. Сама она здесь никогда не жила. Здесь был открыт ресторан, который пользовался большой популярностью у дачной публики, отдыхающей в этом районе города. Здание особняка было снесено в 1960 году, сейчас на его месте стоит жилой дом.

О нас

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Петроградского района»

Контакты

197101, Санкт-Петербург,
Каменноостровский пр., д. 34