1889–1972

Игорь Иванович Сикорский

Авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы. Жил в доме № 4 на Петропавловской улице.

Выдающийся авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, создатель первых пассажирских многомоторных самолетов «Русский Витязь» и «Илья Муромец» родился в 25 мая 1889 года в Киеве. Он был пятым ребёнком в семье известного учёного-психиатра, профессора Киевского Императорского университета Ивана Алексеевича Сикорского.

Будущий изобретатель начал свое обучение в петербургском Морском Кадетском корпусе, а затем вернулся в родной город, где поступил в Киевский политехнический институт. Именно в студенческие годы Игорь Иванович начал создавать летательные аппараты — сначала вертолеты, а с 1910 года — аэропланы. И то, что он так и не окончил институт, не помешало ему стать выдающимся авиаконструктором и посвятить этому делу всю жизнь.

С 1912 года конструкторская деятельность Сикорского была тесно связана со столицей Российской империей — Санкт-Петербургом, куда он перебрался, подписав контракт с Русско-Балтийским вагонным заводом. Сикорский должен был заниматься созданием самолетов на аэропланном отделении завода, чьи основные цеха располагались на Строгановской (в настоящее время - Ушаковской) набережной, а отдельные мастерские и в других местах, в частности на Большом проспекте Петроградской стороны. В первые годы своей работы Игорь Иванович жил на Черной речке, на обширной территории предприятия, в двухэтажном многоквартирном доме, а затем перебрался на Петроградскую сторону, поселившись в доходном доме на Петропавловской улице, 4.

Именно на «Руссбалте» под руководством И. И. Сикорского был спроектирован первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь». Первый его полёт состоялся в мае 1913 года, но 11 сентября того же года его единственный экземпляр был сильно повреждён сорвавшимся с самолета «Меллер-II» двигателем. Восстанавливать «Русского Витязя» не стали, но на его основе создали новую модель — знаменитый пассажирский самолет «Илья Муромец», первый экземпляр которого вышел из заводского цеха в октябре 1913 года.

Первый демонстрационный полет «Ильи Муромца» над Петербургом и пригородами состоялся 12 февраля 1914 года с 16 пассажирами на борту. Пилотировал полет сам И. И. Сикорский. Самолет пролетал над городом на небольшой для того времени высоте — всего 400 метров. По крыльям самолёта во время полета могли ходить люди, и это не нарушало равновесия аппарата. В тот день было поставлено два мировых рекорда — на число пассажиров и на грузоподъемность около 1300 кг. На борту «Ильи Муромца», 1913 года выпуска, был ресторан, ванная комната, туалет и даже отдельные спальни. Кроме этого самолет был оснащен электрогенератором и системой отопления. Во время полета пассажиры могли сидеть с удобством в закрытой кабине и наблюдать величественные площади и бульвары Санкт-Петербурга.

Второй экземпляр «Ильи Муромца», построенный весной 1914 года, был оснащен более мощными двигателями, что позволило достичь мощности 530 л.с., обеспечить большую грузоподъемность, скорость и способность достигнуть высоты 2100 метров. 16–17 июня 1914 года состоялся первый в мире скоростной дальний перелёт тяжёлого самолёта «Илья Муромец» из Петербурга в Киев.

Во время Первой мировой войны и последующей Гражданской самолеты серии «Илья Муромец» использовались как первые в мире бомбардировщики, а после войны, вплоть до октября 1922 года, — на внутренних линиях для почтово-пассажирских перевозок. До 1917 года Сикорский сконструировал более двух десятков летательных машин, два вертолета, трое аэросаней и один авиадвигатель. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени.

После революции Игорь Иванович из-за своих политических взглядов вынужден был покинуть Россию и уехать сначала во Францию, а потом в США. Там он основал собственную компанию, в работу которой включились многие представители русской эмиграции. Сикорский получил возможность много и плодотворно работать, разрабатывая самолеты-амфибии и первые вертолеты, некоторые модели которых до сих пор находятся в эксплуатации. Сикорский активно способствовал развитию Русской Православной церкви в США и написал несколько богословских книг (в частности, «Невидимая встреча», «Эволюция души» и «В поисках Высших Реальностей»).

За свою жизнь Сикорский получил свыше 80 различных почетных наград, призов и дипломов. В память о великом изобретателе в 1980 году был учреждён «приз Сикорского».

О нас

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Петроградского района»

Контакты

197101, Санкт-Петербург,
Каменноостровский пр., д. 34