1872–1971

Матильда Феликсовна Кшесинская

Артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, Заслуженная артистка Императорских театров. Жила в собственном особняке на улице Куйбышева, 2-4.

Впервые Матильда Кшесинская вышла на сцену Мариинского театра в четыре года, а в 1880 году девочка поступила в Императорское театральное училище, в 1881 Кшесинская впервые выступает на сцене Большого Мариинского Театра, в семнадцатилетнем возрасте выдерживает экзамен в присутствии царской семьи. В 1890 году окончила Императорское театральное училище. После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра. Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год.

В 1896 году получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки. Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, оно не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра.

В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, в 1911 году участвовала в «Русских сезонах» в Лондоне.

Во время Первой мировой войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами.

После февраля 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и бежав из знаменитого особняка (улица Куйбышева, д. № 2—4 / Кронверкский проспект, д. № 1) , скиталась по чужим квартирам.

Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу. 12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где 48-летней Кшесинской принадлежала вилла. Её старший брат Иосиф остался в России, продолжал работать в Кировском театре и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году.

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Среди её учениц была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников.

В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось в 1992 году.

30 января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем). В 1925 году перешла из католичества в православие с именем Мария. 30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

Матильда Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Асташин, В. В. Матильда Кшесинская: балет, любовь и воля к жизни... - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - (Аллея звезд).

Литвинская, Е. Матильда Кшесинская. Муза последних Романовых.. - Москва : РИПОЛ Классик, 2016. - (AmorFati).

Седов, Г. Матильда Кшесинская: любовница царей. - Москва : АСТ, 2014. - (Великолепный век).

О нас

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Петроградского района»

Контакты

197101, Санкт-Петербург,
Каменноостровский пр., д. 34