1898–1960
Вера Васильевна Исаева
Вера Васильевна родилась в Кронштадте в семье врача-микробиолога Василия Исаевича Исаева. Это был известнейший подвижник медицины, прежде всего эпидемиологии. Именно Исаев предложил хлорирование водопроводной воды, что спасло множество жизней, и не только в России. Его заботами Кронштадтский морской госпиталь, где трудился В.И. Исаев, стал образцовым медицинским учреждением, применявшим самые передовые методы и открытия. Наверняка, именно пример отца повлиял на характер талантливой девочки. После смерти отца в 1911 году, семья переезжает в Петербург, а в 1915 году Вера начинает заниматься в школе при Обществе поощрения художеств. Позднее, после окончания Гражданской войны, Вера Исаева учится в бывшем училище Штиглица, и в 1921 году поступает на скульптурный факультет Академии Художеств.
В годы Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, Вера Васильевна участвовала в маскировке города. Мало кому известно, что войну она встретила не в Ленинграде, а в Москве. Приехала туда на рассмотрение комиссией памятника 26 бакинским комиссарам. Её уговаривали остаться в Москве или отправиться в тыл, но она поехала обратно в Ленинград и провела там всю блокаду. В своей мастерской она создавала образы защитников и жителей города. Когда разбомбило её мастерскую, она стала работать у себя дома. Создавала эскизы, лепила при свете коптилки, полулёжа. А затем, зимой, через продуваемую ледяными ветрами Неву, несла свои труды на Выставку изобразительных искусств.
Вера Васильевна была скульптором-реалистом. Исключение составили отдельные станковые работы военного времени, носящие остро-сатирический характер. Этапом в творческой жизни В. Исаевой-монументалиста стало приглашение в 1941 году в бригаду заслуженного скульптора Н.В. Томского, для создания агитационно-скульптурных рельефов, своеобразных плакатов, исполненных в пластике. Они предназначались для наглядной агитации в осаждённом городе, и устанавливались на улицах, в витринах магазинов. Вера Васильевна приняла участие в создании двух из них: «На защиту Ленинграда» и «К оружию».
Весной 1942 года Вера Васильевна Исаева отправляется в партизанскую бригаду, откуда привозит в Ленинград множество рисунков, набросков и создаёт ряд замечательных станковых скульптур, портретов. Исаеву восхищали героические характеры, с присущей им «резкостью и энергией».
Полная ежедневного драматизма, стоицизма и настоящего подвига жизнь в осаждённом городе и партизанском отряде воплотилась в поиски образа, который смог бы передать мысли и чувства автора, его отношение к войне, прославить защитников Родины. И таким этапным произведением в творчестве В.В. Исаевой стал монумент на Пискарёвском мемориальном кладбище, ставший своеобразной квинтэссенцией «военной темы» скульптора. На этом кладбище погребены свыше пятисот тысяч мирных жителей и воинов, погибших в годы блокады. В.В Исаева, участница обороны Ленинграда, испытавшая все невыносимые муки голода и холода, но при этом трудившаяся не покладая рук, как никто могла создать образ Родины-Матери. Работа началась с конкурса на памятник, состоявшегося в феврале 1945 года, ещё до окончания войны. К 1948 году в проекте появляется центральная скульптура, монументальный образ «Родина-Мать», созданный Исаевой. Памятник Героическим защитникам Ленинграда на Пискарёвском мемориальном кладбище был открыт 9 мая 1960 года. Вера Васильевна не дожила нескольких дней до открытия мемориала.
Вера Исаева - автор барельефного медальона с портретом адмирала Ф. Ф. Ушакова на фасаде наземного павильона станции метро «Балтийская», автор установленных в Ленинграде памятников М. Горькому (совместно с Габе и Левинсоном) на Кронверкском проспекте и А. Попову (совместно с Боголюбовым и Барановым) на Каменноостровском проспекте.
На доме по адресу улица Подковырова, 25 в 1995 году была установлена мемориальная доска.
О нас
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Петроградского района»