В Ленинградском нахимовском училище состоялся первый учебный совет, посвященный эстетическому и культурному воспитанию обучающихся
12 февраля 1945 года в Ленинградском нахимовском училище был проведен первый учебный совет, посвященный эстетическому и культурному воспитанию обучающихся. Основной доклад (что оказалось несколько неожиданным) был поручен начальнику цикла военно-морской подготовки, некогда командиру крейсера «Аврора» Льву Андреевичу Поленову. Воспитанный в старых дореволюционных традициях, Поленов не отделял эстетическое воспитание от задач воспитания военного. Отметив поначалу, что знание морской практики у современного офицера довольно слабое, он изложил свой план преодоления этого недостатка, а затем предложил и своего рода морально-этическое кредо воспитанника училища. Нахимовец, по его мнению, должен обладать рядом обязательных качеств. Часть из них он назвал в дошедшем до нас конспекте.
« В нем должны быть воспитаны и взращены с самого раннего возраста глубокое сознание долга перед своей Родиной и долга служебного… Любовь к отечеству и беспредельная преданность делу партии Ленина — Сталина должны стать для него дороже собственной жизни…
Требовательность к себе, доведенная до степени привычки и высокая внутренняя и внешняя дисциплинированность…
Исключительная честность, правдивость и прямота… Сказанная неправда, попытка обмануть, списать, подсказать — должны быть доведены до степени тягчайшего преступления…
Здоровое самолюбие — боязнь оказаться в числе «последних»…
Не страх, а любовь и уважение к начальникам… Уважение к старшим, даже к воспитанникам старше себя на один класс. Это чувство, заложенное в Училище, сохранится и во всей дальнейшей службе…
Итак, степень развития чувства долга, дисциплинированности, правдивости — этих важнейших моментов и представляет собой моральный облик офицера. Из них и вытекает понятие об «офицерской чести», когда даже одно подозрение в нарушении какого-либо из перечисленных качеств, например — подозрение во лжи, нечестности, вызывает глубокий нравственный протест, возмущение, оскорбление…
Кроме воспитания внутренних моральных качеств необходимо прививать бытовую культурность — умение держать себя в обществе, быть корректным, вежливым, уметь вести себя за столом, культурно есть, пить, танцевать, поддерживать разговор и т. д. …
Для будущего морского офицера абсолютно необходимо знание иностранных языков. Для культурного человека это обязательно, тем более для моряка…
Все эти качества должны воспитываться в раннем возрасте, при формировании характера и привычек человека. Вот почему следует приветствовать создание училищ, подобных нахимовским и суворовских, в которых уже необходимо создавать будущего офицера, его психологию, его нравственный облик».
Многое из сказанного будет воплощено в жизнь. Значение педсовета 1945 года трудно переоценить. Любопытно, что тема эстетического развития оказалась в поле зрения Министерства просвещения только двадцать лет спустя, что отразилось в постановлении «О мерах улучшения эстетического воспитания в общеобразовательных школах».
Вот одна из задач, поставленных начальником Нахимовского училища на январь-март 1945 года: «Разработать план посещения зрелищных предприятий в порядке художественного развития воспитанников (музыка, театр, музеи и выставки) на зимний период».
А вот и отчет о проведенных мероприятиях: «Проведено культпоходов: 7.2.45 Консерватория 50 чел. 51 класс / 4.2.45 Музей обороны Ленинграда 130 чел. 51, 52, 11, 12 классы / 12 и 15.2.45 Место дуэли Пушкина 21, 22, 11, 12 классы / 23 и 27.2.45 Зоосад 41,42,51,12 классы / 27.2.45 Казанский собор-памятник Отечественной войны 1812 г. / 20.2.45 Ледокол «Молотов» (ответственный) Поленов / 29.03.45 Балтийский завод (ответственный) Поленов».
Грабарь, В. К. Нахимовское училище: История. Традиция. Судьбы. – Санкт- Петербург : Искусство-СПб, 2003.
О нас
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Петроградского района»