В блокадном Ленинграде возобновлено трамвайное движение
15 апреля 1942 года вагоновожатая Ефросинья Фёдоровна Агапова вывела первый блокадный трамвай из ворот трампарка имени Блохина (Трамвайный парк № 3).
К 1941 году ленинградский трамвай демонстрировал пиковые показатели за всё время своего существования. Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов (1835 вагонов). Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города таким образом, чтобы обеспечить пассажирам поездки без пересадок. В начале 1941 года приступили к строительству ряда новых линий, проектированию сразу нескольких парков. Но война помешала осуществиться этим планам.
За всю историю своей работы трамвай в городе останавливался лишь однажды – зимой 1941-1942 годов, когда перебои с электроэнергией сделали невозможным регулярное движение электротранспорта. Уже к 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи, они подготовили инфраструктуру для пуска пассажирского движения, которое возобновилось 15 апреля 1942 года. Пассажирский трамвай позволял беречь драгоценные жизненные силы, а его возвращение для ленинградцев стало символом надежды и веры в Победу.
Михаил Хрисанфович Сорока, начальник Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома (ТТУЛ) во время блокады Ленинграда, «командир блокадного трамвая» в своей книге «Фронтовой трамвай» приводит воспоминание жительницы Веры Ивановны Павловой: «Я работала санитаркой в эвакогоспитале № 68 на углу Большой Пушкарской. Ни воды, ни света. И вот в такой палате почти умирающие вдруг закричали: “Ребята, победа! Ур-р-р-а! Ур-р-р-а!” Это был апрель 1942 года, по-моему, 15 апреля. И полезли, кто как мог, к окнам. Оказывается, зазвенел трамвайный звонок и прошёл трамвай, который всю зиму стоял на Большом проспекте. Если бы вы видели, сколько было радости!».
О нас
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Петроградского района»